Форум главная страница
 
Избранники эпохи Ренессанса или собачки «Золотого века»
Жена выговаривает своему мужу:
- Запомни раз и навсегда! Если я говорю «милый мой», я имею ввиду только нашего мопса!
Миниатюрные собачки как элементы экзотики, богатства и престижа много столетий назад поселились во дворцовых покоях западноевропейских венценосцев и аристократов. Со времен Ренессанса («Возрождения») живописцы в светских сюжетах нередко воспроизводили и их антуражем портретов или в качестве деталей интерьеров. В навершии деревянного алтаря Св.Магдалены работы Лукаса Мозера (1431 г.,Германия) хорошо видна левретка. На полотне «Любовное наваждение» (1470 г., старогерманский мастер) присутствуют болонка и бишон. Мопс и пара левреток сопровождают детей на картине Юстуса ван Эгмонда «Дети Габо» (1663 г.). А на полотнах и миниатюрах английских живописцев ХУIII в. Джона Копли и Уильяма Хогарта дети почти всегда в компании мелких декоративников.
Но это в Европе, а что же в России? Принцесса Ангальт-Цербтская София-Августа-Фридерика (жена Петра III, затем Императрица Екатерина II), принцесса Вюртембергская София-Доротея (жена Павла I), принцесса Баденская Луиза (жена Александра I) «выходя замуж в Россию» привносили нам и западноевропейскую «культуру дворцового собаководства». Как отмечают первоисточники, шпицы, болонки, мопсы, бишоны и левретки появились у нас именно в послепетровские времена, когда после указа Екатерины Великой «о вольностях дворянства» в России наступил его «Золотой век». И вот на портрете кисти Боровиковского Екатерина II на прогулке с левреткой. А в альбом одной из чувствительных барышень в 1810 г. была вклеена вышивка бисером по атласу, изображающая лежащего на подушечке мопса. Болонки же, славившиеся своей чуткостью и являвшиеся ночными сторожами на бивуаках наполеоновских кирасир, были завезены еще и нашими кавалергардами в 1814 г. вернувшимися из покоренного Парижа. Не избежал моды на рисование собак даже А.С. Пушкин - известен его лицейский рисунок «Собака с птицей».
Во времена Ивана Грозного вблизи одного из трактов к востоку от Москвы была построена деревянная часовня в честь Пресвятой Богородицы. В 1869 г. художник Саврасов писал этюды в окрестностях сельца Богородское, в котором в том году было 143 жителя, 2 питейных дома и 2 трактира. На рубеже XIX и XX веков в селе Богородском открылся летний театр с электроосвещением (!), а на рубеже XX и XXI веков в московском районе Богородское в одноименном выставочном зале прошла уникальная выставка восковых фигур «Лицейское окружение А.С. Пушкина», при просмотре которой и родилась мысль представить практически не изменившихся за триста лет декоративников не как элемент антуража, а как основные фигуры в антураже исторических лиц.
Император Александр I с императрицей Елизаветой Алексеевной, фрейлина императрицы и юношеское увлечение Александра Сергеевича - Е.П. Бакунина, гусары лейб-гвардии полка, стоявшего в 1816 г. в Царском Селе - П.Я. Чаадаев и П.П. Каверин, беседующие за столом поэт П.А. Вяземский, историк Н.М. Карамзин и поэт В.А. Жуковский, группа сильнейших преподавателей лицея за клавесином - и все они не только обладают портретным сходством, но и одеты по моде и выкройкам той эпохи в одежду и обувь ручной работы, выполненную специалистами авторской мастерской Санкт-Петербургского музея восковых фигур.
Но не все было просто в этой фотосъемке. Сначала сотрудницы музея Светочка Мельник и Катюша Рябова нас просто запугали: и фигуры архидорогие, и кто-то в Питере уже пытался отснять собачку с ними, да собачка «запсиховала» - вроде бы и люди, но ведь непривычно неподвижные! А кто оплатит возможный ущерб? Нужна была гарантированная психика собачек, их абсолютная уравновешенность.
В заграничном зоомагазине элегантная дама хочет купить белоснежного шпица и спрашивает продавца:
- Действительно ли у него хорошая родословная?
- Простите, мадам, но если бы он умел говорить, он не стал бы разговаривать ни с вами, ни тем более со мной!
Качество шоу-разведения - вот что обеспечило нам успех. Представляем наши топ-модели, обладающие солидными родословными: бишон - годовалая Стори, левретки Нора и ее дочь Хильда, мопсики Птичка и Любава, французская болонка Жужа и шпиц Фунтик. Кстати, буквально через несколько дней после съемки на крупнейшей московской выставке года «Евразия-2001» Хильда выиграла САСIВ, Фунтик - R.CACIB , а Нора - САС.
Ну, а причем же тут русская псовая борзая - вправе спросить нас читатели? А притом, что мы, россияне, всегда чем-то отличались от остальной Европы. Тысячи дворян, помещиков в начале ХIХ в. держали в своих усадьбах псовую охоту. Была своя и у Александра I в Гатчине. И столь велика была у многих охотников-помещиков любовь к лучшим своим собакам, что не чурались они послать псаря на псарню и привести в барский дом любимца, чтобы показать его и похвастать им перед съехавшимися гостями или соседями-помещиками. А в старейшей из сохранившихся полностью «картинной книге» (семейном альбоме), начатой в 1781г. князем Т.И.Енгалычевым, кто-то неизвестный, а возможно и сам князь, сопроводил свою акварель следующей подписью : «Барзая сабака лежит в конапе. За услугу сим я пажалована». Так что, как видите, традиции превращать борзых в барских «подушечников» уже существует двести лет. В этой съемке нам позировала аристократка из Орла.

Текст В.Мартенс



Интересное в сети
 
   
 
поиск по сайту
 
© 2000-2017 by Oksana&Alexandr Lubenets
программирование - студия дизайна ICOM
 

  Яндекс.Метрика